Эффективность
передвижения, скорость, и выполнения многих трюков сильно зависит от
того, во что трейсер обут.Именно на стопу приходится не только
большинство нагрузок, но и самые травмоопасные нагрузки - приземления
при прыжках с разных высот. Поэтому, выбору тренировочной обуви следует
уделить особое внимание.
Основные требования для обуви трейсера: - хорошее сцепление с поверхностью - амортизация - устойчивость - маленький вес - сохранение благоприятного микроклимата стопы - надёжность Рассмотрим более подробно, откуда взялись такие требования.
-
Сцепление с поверхностью - это требование особенно актуально для
паркура, т.к. трейсер часто использует вертикальные поверхности,
сцепление с которыми особо важно и, зачастую, определяет выполнимость
некоторых трюков. Это может быть как обычная пробежка или толчок на
стенке, так и торможение при спуске с высот, с которых нельзя просто
спрыгнуть.
- Устойчивость - эта характеристика подошвы предотвращает подворачивание ног и увеличивает сцепление с поверхностью.
-
Амортизация - сглаживает резкие нагрузки на стопу, в некоторой мере
страхует стопу и весь скелет от травматических нагрузок. В дополнение к
этому, амортизация позволяет подошве прогибаться, приспосабливаясь под
рельеф поверхности, сглаживая мелкие неровности и камешки, уменьшая
точечные травматические нагрузки на стопу и увеличивая сцепление с
поверхностью.
- Маленький вес - кроме того, что небольшой вес
обуви позволит дольше тренироваться не утомляя ноги, он также увеличит
скорость и контроль движений.
- Микроклимат - от него зависит
здоровье стопы в общем. Т.к. стопа подвержена большим нагрузкам и
находится в близком контакте с пылью с земли, она потеет, пачкается,
натирается и подвергается повышенному воздействию микроорганизмов.
Поэтому обувь должна свободно "дышать", не нарушать кровообмен,
выводить влагу и, желательно, чтобы внутренняя поверхность обладала
антисептическими свойствами (для этого можно использовать специальные
пропитки).
- Надёжность - это означает, что обувь выдержит
нагрузки, и в критический момент у неё не оторвётся подошва или
протекторы, а шнурки, при падении, зацепятся за гвоздь в стенке и
спасут трейсеру здоровье или жизнь (шутка ;))
Устройство кроссовка В кроссовке можно выделить такие основные детали и их назначения, полезные для всех любителей активной жизни: -
Задник: фиксирует пятку в области ахиллова сухожилия. Препятствует
скольжению ноги, что обеспечивает нормальное положение стопы. - Шнуровка: кроссовок в зашнурованном виде не должен сдавливать стопу, это мешает кровообращению. - Стелька: бывает двух видов - обычная и ортопедическая. Обеспечивает дополнительное удобство и амортизацию. -
Промежуточная подошва: чаще всего изготавливается из EVA
(этил-винилацетата) различной жесткости. Предназначена для поглощения
удара и контроля движения. - Система поддержки свода стопы: предотвращает чрезмерное скручивание стопы. - Система амортизации задника: снижает ударные нагрузки. - Система амортизации носка: уменьшает давление на стопу при переносе тяжести с носка на пятку. - Жесткая пяточная часть: элемент фиксации пятки, изготавливаемый из пластика. -
Подметка: ее основная функция - обеспечение гибкости и свободы движения
стопы в кроссовке, а также хорошее сцепление с поверхностью.
Как выбирать кроссовки
Особое
внимание при выборе кроссовок следует уделить протекторам, и
материалам, из которых они изготовлены. На кроссовках может быть
написано всё что угодно, любые мега-гига технологии, но проверять всё
нужно на практике. Материал должен быть мягким и цепким. Чтобы это
проверить, достаточно провести пальцем по поверхности подошвы - если
палец не скользит, то материал будет цепляться за любую поверхность. Не
берите, если материал твёрдый и скользкий - на ровных бетонных или
металлических поверхностях он будет скользить с любыми протекторами.
Сами протекторы должны выглядеть как небольшие выступающие квадраты,
ромбы, круги - главное чтобы они не были сплошными длинными линями. Ни
в коем случае не берите кроссовки с плоской подошвой - такие
предназначены для зала.
Также обратите внимание на амортизацию
носка. Т.к. большинство приземлений выполняется именно на носки,
амортизация на пятке выполняет скорее страхующую роль, и не принимает
всех нагрузок на себя. В придачу к этому, амортизация на носке сгладит
острые неровности, мелкие камешки при беге, и увеличит время
соприкосновения со стенкой, что позволит сделать более сильный толчок.
Для того, чтобы определить наличие амортизации, достаточно сжать
пальцами подошву с боков - места где есть амортизация будут заметно
мягче на ощупь.
Внешний вид особого значения не имеет, т.к. всё
равно через месяц тренировок кроссовок превращается грязную, с
истоптанной подошвой, галошу. Любой амортизации хватает максимум на три
месяца, протекторы живут немного дольше.